Главная » Статьи » Документы

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В своей профессиональной деятельности я не первый год использую отдельные фрагменты педагогических приемов и форм проведения занятий, получивших название методов активного обуче­ния (МАО). Классификация их разнообразна и зависит от выбранных признаков. В своей работе я использую анализ реальных профессионально-практических ситуаций, и в связи с этим применяю следующую технологию методов активизации обучения: Метод решения конкретных ситуационных производст­венных задач. Он способствует формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу (проблему) в конкретной обстановке. Если в учебных задачах есть сформулированные условия и требование (что дано и что необходимо найти), то в ситуационных производственных задачах будущий специалист сам устанавливает, что ему известно и что надо выяснить для принятия обоснованного решения. Ситуационная задача не всегда решается по известным алгоритмам и предполагает несколько вариан­тов решения, среди которых надо выбрать оптимальный, наиболее ра­циональный способ анализа проблемной ситуации и пути ее разреше­ния. Следовательно, познавательная деятельность обучаемых носит в этом случае исследовательский характер. Одним из примеров использования кейс-метода является дискуссия – лекция с разбором конкретных ситуаций, которые я использую в своей практике. Особенностью такого занятия является то, что повторение пройденного материала сливается с изучением нового. При этом осуществляется непрерывное повторение знаний и умений в новых связях и отношениях, за счет чего у студентов происходит расширение объема знаний и их углубление. Например, на лекционном занятии по дисциплине «Налоги и налогообложение» группа студентов делится на микрогруппы, каждой из которых предлагается решить конкретную проблемную ситуацию по теме «Налоговая система и принципы ее построения». Конкретная ситуация: «Иванов Игорь Сергеевич решил заняться предпринимательской деятельностью и в связи с этим зарегистрироваться в налоговой инспекции. Он воспользовался своим правом на бесплатную информацию о действующих налогах и сборах». Определите права и обязанности И.С. Иванова и налоговой инспекции в этой ситуации. В процессе решения этой задачи студенты используют полученные ранее знания по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при изучении таких дисциплин как: «Трудовое право», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы права», что способствует реализации внутрипредметных и межпредметных связей. Студенты выделяют полученные знания в опорных конспектах. В конце каждого занятия осуществляется обобщение и систематизация изученного материала. Отсюда следует, что этап формирования умений и навыков совпадает с этапом проверки правильности решения проблемы, что приводит к максимальности самостоятельной работы студентов на таком занятии. Роль преподавателя заключается в подготовке соответствующего изучаемому материалу задания и управлению процессом его решения. Хотя по существу собственно метод решения конкретных ситуационных производственных задач не являет­ся новым методом обучения, все же, как дидактическая система мето­дов, приемов и средств познавательной деятельности, направленной на творческое овладение студентами знаниями, рассматривается именно как современный метод. Другими словами, метод решения конкретных ситуационных производственных задач - это способ активного взаимодействия преподавателя и студентов, в процессе которого путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследователь­ской деятельности и развития творческого мышления. При этом сред­ством управления мышлением студентов выступают проблемные и информационные вопросы. Видами проблемного обучения являются проблемные вопросы, ситуации, задачи. Трудно себе представить, чтобы современный педагог не чув­ствовал эффективности этого метода, особенно его роли в организации самостоятельной поисковой деятельности студентов по овладению но­вым. Недаром говорят: "Плохой учитель преподносит истину, хоро­ший - учит ее находить".

Категория: Документы | Добавил: Наталья (17.12.2013)
Просмотров: 625 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: