Главная » Статьи » Документы

Модульно-компетентностный подход в условиях практико-ориентированного профессионального становления студентов

В последние годы резко обозначилась проблема недостаточного соответствия каче­ства подготовки выпускников ОУ требованиям работодателей. В связи с этим адаптация на рабочем месте квалификации специалистов со средним профессиональным образованием занимает не один год, как хо­телось бы работодателю, а три-пять лет. При этом основная проблема состоит не в недостатке у выпускни­ков знаний, умений и навыков, а специфического умения исполнять необходимые обязанности, связанные со степенью сформированности тех или иных компетенций. Использование стандартов третьего поколения на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной связи разработчиков образовательных программ с требованиями работодателей и реализации их запросов в условиях развивающейся экономики. Создание принципиально нового учебно-методического обеспечения процесса подготовки на основе модульно-компетентностного подхода является насущной не­обходимостью в реализации содержания образовательной программы. Важным моментом является интеграция теории и практики. Такая интеграция достигается в результате соответствующей организации учебного процесса, использования активных методов обучения и прове­дения обучения в специально созданной обучающей среде, а также обоснованного отбора необходимых теоретических знаний и практических умений в рамках спецификации каждого модуля. Поэтому главная цель работы цикловой комиссии экономических дисциплин ВГПЭК – это подготовка специалистов-профессионалов, осуществляемая через динамичное профессиональное становление студентов по средствам использования модульно-компетентностного подхода в условиях инновационного развития экономики. В широком смысле инновация это синоним успешного производства, внедрения и использования новых технологий, обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в экономической и социальной сферах, где технологический фактор является ключевым, но далеко не единственным. На сегодняшний момент, у российских компаний сформировалась потребность в кадрах разных уровней и с таким качеством подготовки, которое обеспечивает среднее профессиональное образование, благодаря которым будут реализовываться инновационные программы. О существующем серьезном разрыве между потребностями компаний в кадрах разных уровней и качеством подготовки, которое обеспечивает средшее профессиональное образование, говорят и пишут в последние годы много, так же как и о серьезном дефиците квалифицированных кадров. Профессиональное становление как процесс может развиваться по нескольким направлениям, но основными доминирующими направлениями являются профессионально-теоретическое и практико-ориентированное обучение. Профессионально-теоретическое обучение относится к теоретико-ориентированному и к категории профессиональной компетенции. Оно организационно реализуется в стенах колледжа, то есть «внутри» учебно-предметного процесса. В условиях модульно-компетентностного подхода, в связи с переходом на стандарты третьего поколения профессиональное образование с уровня когнитивно-теоретизированного перешло на практико-ориентированное личностное профессиональное становление. Поэтому в ходе организации практики как составляющей учебного процесса мы изменили свои содержательно-организационные позиции и усилили ее профессиональную и уже в большей степени личностную значимость. Так , например, прохождение учебной практики по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» организовано в лаборатории «Учебная бухгалтерия». «Учебная бухгалтерия» представляет собой кабинет оборудованный рабочими местами, где в ходе прохождения практики студенты используют специальную компьютерную программу. Суть их работы заключается в том, что данная программа воспроизводит работу бухгалтера на рабочем месте начиная от написания заявления о приеме на работу, выполнением всех необходимых действий связанных с профессией и заканчивая оформлением заявления на увольнение. На основании этой концептуальной позиции изменяются, трансформируются и сами критерии оценивания степени успешности проведении и организации практики студентов. Критериями оценивания эффективности проведения практики являются не контрольно-оценочные параметры, а личностно-ориентированные. Главный вопрос не сколько, «чего сделал и как сделал», а как личностно повлияло то, «чего и как он сделал», на его профессиональное становление. Для успешной организации всех видов практики откорректированы рабочие программы по практике. Структура заданий стала последовательной, обладающей многими системообразующими принципами, а в связи с этим появился еще один принцип – принцип динамизма. То есть все профессиональные задания связаны единой внутренней логической линией. Каждый вид практики выступает как этап, где происходит не только профессионально-когнитивное, но и личностно-профессиональное приращение. Студент получает профессиональную помощь и испытывает в итоге удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. С другой стороны, студент тоже получает удовлетворение или неудовлетворение по поводу проявленной своей профессиональной компетентности, но это уже личностно-профессиональное ощущение. В нем что-то происходит, что приводит к изменению его профессиональной личности. Можно, конечно, провести какую-то многостороннюю диагностику в конце практики, но тогда будет виден только окончательный результат, а для колледжа важно именно профессиональное становление в историческо-временном аспекте, то есть динамике. При положительной динамике студент в большей вероятности пойдет работать по специальности, при отрицательной динамике студент в меньшей вероятности пойдет работать по специальности, но если и пойдет по специальности, то «добровольно-принудительно», на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств. На этом фоне потребность внедрения «технологических инноваций» в процесс организации всех видов практики ощущается очень остро. Для повышения эффективности процесса организации и обогащения практик мы применяем несколько методов обучения. Использование инноваций с учетом современного уровня развития информационных и коммуникационных технологий позволит повысить эффективность образовательных программ. Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: 1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации. 2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала. 3. Современная инфраструктура (технические средства) обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Категория: Документы | Добавил: Наталья (17.12.2013)
Просмотров: 1915 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: